Г-14: Удивительная экспериментальная планерная платформа 30-х
Планер Г-14 проектировался и строился как двухместный учебный аппарат для обучения фигурным и буксировочным полетам. Представлял собой подкосный низкоплан с двухколесным шасси (колеса 400х150мм в обтекателях), большая колея которого обеспечивала значительную устойчивость при обучении буксирным полетам. Предполагалось и выполнение ночных полетов. Для этого планер был оборудован необходимыми пилотажными приборами и аэронавигационными огнями.
Опытный вариант Г-14 в пилотажно-буксировочном исполнении строился сразу в двух экземплярах: один — в мастерских академии Жуковского, а другой — на заводе № 1 им. Авиахима. Дальнейшая судьба "академического" планера неизвестна [*], а аппарат 1-го завода отбуксировали осенью 1934 года на очередной планерный слет в Коктебель. Полеты Г-14 энтузиазма у пилотов не вызвали. Отмечалось заметное перетяжеление конструкции и неудачное сопряжение крыла с фюзеляжем.
Несмотря на скептические отзывы, планер оказался востребованным. Большой объем фюзеляжа, высокая прочность, колесное шасси и хорошая управляемость позволили использовать Г-14 в различных технических экспериментах. Для этого, при непосредственном участии и консультациях конструктора изготовили еще несколько специализированных вариантов Г-14.
"Легкие крылья Грибовского" Михаил Маслов
ПРИМ. РЕД. Из-за некоторого перетяжеления и несколько невыгодного сопряжения крыла с фюзеляжем имел довольно большую скорость посадочную скорость. На планере устанавливалось двойное управление. Имел развитие в виде Г-18 усовершенствованной схемы с зализами и закрытой пилотской кабиной.
Инженер-конструктор Завода им. Авиахима т. Щербаков изобрел новую систему под’ёма планера в стратосферу. В беседе с сотрудником "Известий" т. Щербаков рассказал о своем изобретении следующее:
Обычно при буксировке планера последний идет за самолетом по горизонтали, на одном уровне. Мы предложили способ, который даст возможность планеру подниматься выше самолета и итти над ним. 30 марта летчик-испытатель В. Шевченко забуксировал на большую высоту двухместный планер, управляемый мастером планеризма В. Венславом. На высоте 6.100 м Шевченко повел самолет по горизонтали, а сцепщик Майер начал разматывать трос. Планер стал подниматься вверх и на высоте 8.000 м был отцеплен. Это произошло в 80 км от Москвы. Через 1 ч. 25 мин. мастер Венслав опустился на Центральном аэродроме.
1 апреля был совершен новый тренировочный полет воздушного поезда, но уже по более сложному принципу "цепочки". За двухмоторным самолетом шел на буксире двухместный планер, который в свою очередь вел на буксире одноместный планер. Испытания поезда-"цепочки" показали отличную устойчивость его в воздухе.
Такой воздушный поезд имеет огромные преимущества при полетах на большой высоте. Когда на самолете разматывается трос, первый планер поднимается над самолетом, разматывая в то же время трос второго планера. Этот принцип даст возможность забуксировать планеры в стратосферу, в то время как самолет будет находиться на несколько километров ниже.
Вчера воздушный поезд-"цепочка" совершил тренировочный полет на высоте 1.500 м. Сегодня, если позволит погода, поезд пойдет в большой высотный полет.
Вечерняя Москва 1936 № 76, 2 апреля
ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД-ЦЕПОЧКА ПЛАНЕР ВЫШЕ САМОЛЕТА
Сегодня утром состоялся второй тренировочный полет воздушного поезда-"цепочки", организованного заводом им. Авиахима по конструкции инженера Щербакова.
В 9 часов 10 минут утра с Центрального аэродрома стартовал воздушный поезд, состоящий из самолета под управлением пилота Давыдова и двух планеров. В качестве сцепщика на самолете летел т. Майер. Первым планером управлял мастер планеризма тов. Венцлав. Сцепщиком летел инженер тов. Рогатнев. На втором планере летел известный пилот-высотник тов. Шевченко.
Воздушный поезд-"цепочка", сделав над аэродромом круг, стал постепенно набирать высоту. Вскоре самолет набрал высоту в 5 тысяч метров, и пилот повел самолет по горизонтали. Тогда сцепщики тов. Майер и тов. Рогатнев начали разматывать тросы, за которые были прицеплены планеры к самолету. "Вагоны" воздушного поезда планеры, идя на бскольких летом, постепенно стали удаляться друг от друга и подниматься взысь. В результате планерам удалось набрать высоту первому около 6 тысяч метров и второму до 7 тысяч метров в то время, как самолет летел на высоте всего лишь тысяч метров.
Второй тренировочный полет воздушного ного поезда-"цепочки" прошел успешно.
Вчера воздушный поезд "цепочка" по схеме, изобретенной инженером Завода им. Авиахима тов. Щербаковым (см. вчерашний № 78 "Известий"), совершил новый высотный полет. Поезд стартовал с Центрального московского аэродрома в 9 ч. 10 м. За двухмоторным самолетом шел на буксире двухместный планер, в свою очередь ведя на буксире одноместный планер. Самолетом управлял пилот Давыдов, обязанности сцепщика выполнял конструктор Мейер. Двухместный планер вел пилот Венслав при сцепщике инженере Рогатневе, на одноместном планере находился летчик-испытатель Шевченко. Взлет произошел совершенно нормально. Сначала от земли оторвался наиболее легкий планер тов. Шевченко, находившийся в конце "цепочки", за ним поднялся двухместный планер Венслава и Рогатнева, и только потом взлетел и самолет.
Стратосферный поезд совершил два круга над Москвой, набирая высоту. Альтиметр показывал 5.000, когда пилот Давыдов лег на курс, а сцепщик Мейер стал разматывать трос. Планер Венслава стал подыматься вверх, а инж. Рогатнев в свою очередь стал разматывать трос, на котором шел планер Шевченко. Вскоре планеры исчезли из виду. Планер Венслава находился на высоте 6.000 м, планер Шевченко - на высоте 7.000 м, в то время как самолет шел на высоте 5.000 метров. Вскоре оба планера были отцеплены и благополучно приземлиллись - Венслав на Центральном аэродроме, а Шевченко - под Москвой на Клязьме.
Пилоты и сцепщики отмечают, что правильность схемы инж. Щербакова полностью подтвердилась на практике.
Сейчас инж. Щербаков готовит свой воздушный поезд-"цепочку" к полету в стратосферу.
Правда 1936 № 93, 3 апреля
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ СТРАТОПОЕЗДА
Момент взлета воздушного поезда, состоящего из самолета и двух планеров. Вверху планер Г-9, в середине двухместный планер Фото Б. Вдовенко
Вчера рано утром на Центральном аэродроме имени Фрунзе состоялся испытательный полет нового воздушного поезда, конструкция которого разработана инженером Завода имени "Авиахима" тов. А.Я. Щербаковым (см. Правда 1936 № 90, 31 марта). Этот поезд предназначен для полетов в стратосферу. За самолетом последовательно шло два планера. Самолет и первый планер были оборудованы самостоятельными буксировочными установками.
На высоте пяти километров сцепщик самолета начал выпускать трос, связывающий его с первым планером. Планер поднялся выше самолета на километр, постеленно выпуская трос, буксирующий второй планер. Второй планер поднялся пад первым тоже на километр, достигнув, таким образом, высоты в 7.000 метров. Пилоты проверили напряжение троса, определили устойчивость всей системы в полете, испытали работу кислородного и навигационного оборудования. Закончив испытания, планеристы отцепились и самостоятельно приземлились. За время полета поезд покрыл около 250 километров.
Самолет пилотировал летчик Давыдов, сцепщиком у него был инж. Майер; первым планером управлял мастер советского планеризма Венслав, при сцепщике инж. Рогатневе; второй планер управлялся летчиком-испытателем В. Шевченко. В ближайшие дни полет будет повторен на больлную высоту.
☆ ☆ ☆
В беседе с корреспондентом "Правды" инженер-конструктор тов. А.Я. Щербаков ваявил, что он полностью удовлетворен результатами первых полетов. Существующая материальная часть позволяет последнему планеру достичь высоты в 13-14 километров.
Сейчас я работаю над усовершенствованием системы, - говорит тов. Щербаков. Построив специальную герметическую кабину, мы предполагаем поднять тов. Шевченко до высоты в 17-18 километров. Но и это не является пределом. Нами уже разработана схема особого стратосферного планера, который можно будет забуксировать на высоту в 20 и даже 25 километров. Это потребует увеличения состава поезда до трех планеров.
Еще в сентябре прошлого года, по инициативе инженера-конструктора Завода имени Авиахима тов. А. Щербакова, был организован первый опытный полет "стретопоезда". Вчера был осуществлен третий полет.
За двухмоторным самолетом летели один за другим планеры конструкции В. Грибовского: двухместный Г-14 и одноместный Г-9. Экипаж был составлен из опытных летчиков Завода имени Авиахима. Планер Г-9, который должён был, достичь наибольшей высоты, пилотировал известный летчик-испытатель В. Шевченко, планер Г-14 - мастер советского планеризма К. Венслав. С тов. Венславом летел сцепщик инж. Г. Рогатнев, на самолете-буксировщике - летчик М. Давыдов и бортмеханик-сцепцик А. Майер. Наземная подготовка планера Г-9 была выполнена техником тов. П. Носиковым.
Планеры, специально построенные для экспериментов, были снабжены аэронавигационным оборудованием и поставлены на лыжи. В кабинах планеров находились контрольные барографы.
В кабине двухместного планера Г-14 был закреплен тонкий стальной трос длиною в восемь километров. Этого запаса было бы достаточно для подъема в верхние атмосферы.
Летчик В.В. Шевченко
Принцип буксировки планеров за самолетом в стратопоезде инж. Щербакова отличается от обычного тем, что планеры в полете поднимаются значительно выше буксирующего их самолета. Это достигается путем специального устройства. Забуксированный самолетом на большую высоту планер при разматывании троса легко поднимается вверх. Если первый планер ведет за собой на буксире второй, то последний, поднявшись вместе с первым над самолетом, при разматывани своего троса взлетает в свою очередь над первым планером. Таким образом воздушный поезд по схеме инженера тов. Щербакова разрешает задачу буксировки планера в стратосферу самолетом, летящим на несколько километров ниже.
2 апреля в 9 часов 10 минут утра планеры, буксируемые самолетом, быстро поднялись вверх.
Подлетая к Дмитрову, самолет-буксировщик находился на высоте 5.000 м., планер Г-14 - выше самолета на 200 м., а Г-9 - 250 м. Над Дмитровом самолет летел на высоте 5.000 м., планер Г-14 достиг 6.000 м. и Г-9 - 7.000 метров.
Планер Г-9 летел, пилотируемый тов. Шевченко, на два километра выше буксировавшего его самолета. Потребовалось высокое искусство пилотажа для того, чтобы всё время итти за самолетом на возрастающей высоте.
Неожиданно тов, Шевченко услышал резкий, звенящий звук: оборвался трос! Планер плавно взмыл вверх. Тов. Шевченко втянул остаток троса в кабину и начал изучать причину обрыва, попутно управляя планером. Оказалось, что обрыв произошел из-за неудачной конструкции соединения троса.
Отцепившийся позже пилотов. Венслав ушел, взяв курс на Москву. Его тяжелая безмоторная машина легко справлялась с ветром. Пройдя почти по прямой 80 км., тов. Венслав совершил в 11 ч. 38 мин, посадку на центральном аэродроме.
Тов. Шевченко, летевшему на легком одноместном планере Г-9, было труднее бороться с ветром. Сильный встречный ветер заставлял планер стоять в воздухе без всяких признаков движения. Планер терял высоту. Подсчитав скорость ветра и скорость потери высоты, тов. Шевченко решил пойти на посадку. Посадка была произведена безукоризненно на аэроклубном аэродроме в Клязьме.
Инженер-конструктор тов. Щербаков сообщил:
- Сегодняшний полет стратопоезда показал полную возможность подъема планера по моей схеме на высоту 13-14 тысяч метров.
Для подъёмов на большие высоты потребуются уже планеры специальной конструкции.
В ближайшие дни опытный полет воздушного поезда будет совершен на высоту свыше 10 тысяч метров.
A. ГУД.
Рабочая москва 1936 № 77, 3 апреля
ТРЕХЪЯРУСНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД
Вчера, воспользовавшись ясной погодой, группа работников Завода им. Авиахима совершила полет на воздушном поезде (самолет и два планера).
На самолете летели пилот Давыдов и конструктор Майер. На первом планере находился заслуженный мастер советского планеризма т. Венслав и инженер Рогатнев. На втором одноместном планере летел известный летчик Шевченко.
Авиаторы повторили эксперимент, проведенный Шевченко и ния славом, которые, натягивая буксирный трос, подняли ле и летящий за самолетом планер почти на два километра выше самолета.
Вчера самолет и планеры летели уже не в два, а в три яруса. Вылетев из Москвы, воздушный поезд направился к Дмитрову. Сначала сцепщик Майер стал увеличивать трос, соединявший планеры с самолетом, летевшим на высоте 5 тысяч метров. Вскоре планеры, державшиеся друг за другом, поднялись над самолетом на несколько сот метров. Тогда стал выпускать трос сцепщик Рогатнев. Планер Г-9, на котором летел Шевченко, начал постепенно взбираться на "третий этаж".
Над Дмитровом первый планер находился на высоте близкой к 6 тыс. метров, второй, примерно, на высоте 7 тыс. метров. Здесь летчик Шевченко отцепился и направился в Москву. Давыдов же и Венслав повернули в сторону озера Тростенского. Над озером отцепились от самолета и ушли в свободный полет Венслав и Рогатнев.
В 11 час. 20 мин. самолет появился над московским аэродромом. Через четверть часа здесь же благополучно финишировал планер Венслава. Шевченко сел в районе Клязьмы.
- Сегодняшний тренировочный полет, - сказал нам инженер Завода им. Авиахима т. Щербаков, автор проекта "многоэтажных" полетов, - даст очень много для изучения техники сложных воздушных комбинаций. В ближайшее время мы предполагаем повторить такие полеты, постепенно увеличивая число "этажей". Сейчас главной нашей задачей является организация хорошей регулярной связи в воздухе между составными частями воздушного поезда. Для этой цели мы собираемся использовать портативные коротковолновые передатчики.
Рабочая москва 1936 № 78, 4 апреля
ТРЕХЪЯРУСНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД
Участники полета - мастер планеризма т. Венслав инженер Рогатнев, летевшие на одном из планеров
Вчера "Рабочая Москва" сообщала в заметке "Трехъярусный воздушный поезд" об интересном опыте, проведенном группой работников Завода им. Авиахима. Используя принцип воздушного змея, два планера, летевшие на буксире за самолетом, поднялись ступенчатой цепочкой: один на 6.000, другой на 7.000 метров.
Летний сезон планеристы Советского Союза уже открыли. В аэроклубах Тифлиса, Ленинграда, Ростова-на-Дону и ряда других городов начались тренировочные полеты. Мастера планеризма готовятся в новым рекордным полетам.
Конструкторы готовят к сезону новые планеры. В военно-воздушной академии закончено конструирование двух оригиналных планеров - "Чайка" и "Октябренок". Планер "Октябренок" будет самым маленьким планером в СССР. Размах же крыльев "Чайки" - 17 метров. Оба планерf будут закончены к слету планеристов РККА.
Советские планеристы уже зимой побывали в стратосфере. Недавно начали тренировку к полету в стратосферу на планерах летчик-высотник старший лейтенант В. Шевченко и мастер советского планеризма капитан Д. Кошиц.
На-днях стратопоезд уже совершил первый тренировочный полет. В ближайшее время, при наличии благоприятной погоды, будет совершен очередной полет.
В составе поезда полетят: на самолете пилот М. Давыдов, сцепщик А.Я. Щербаков, на одноместном планере - Шевченко, на двухместном плане - Д. Кошиц и сцепщик Г. Рогатнев. Оба планера конструкции В. Грибовского. Кабины планеров оборудованы необходимыми аэронавигационными приборами и дополнительно кислородными аппаратами.
12 мая стратопоезд совершил большой тренировочный полет, стартовав в 6 ч. 05 мин. утра с Центрального аэродрома в Москве. Свыше двух часов летал поезд над окрестностями Москвы.
Первым от самолета отцепился двухместный планер, пилотируемый мастером советского планеризма капитаном Д. Кошицем. Вслед за ним ушел в свободный полет в одноместный планер, пилотируемый летчиком-испытателем старшим лейтенантом В. Шевченко. Кошиц достиг высоты 6100 метров, В. Шевченко - 6300 метров.
В 8 час. 25 мин., сделав круг над Центральным аэродромом, приземлился планер Кошица. В. Шевченко совершил посадку на аэродроме Московской парашютно-планерной школы в Первомайской в самый разгар праздника, организованного в честь открытия сезона. Множество зрителей, собравшихся на праздник, наблюдали полет ярко красного планера Шевченко. После отдыха тов. Шевченко на планере, буксируемом самолетом У-2, пилотируемом летчиком-планеристом Киммельманом, прилетел на Центральный аэродром.
Красная звезда 1936 № 267, 21 ноября
ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПЛАНЕРИЗМУ
В первых числах декабря в Москве откроется первая всесоюзная конференция по планеризму, созываемая Авиационным научно-техническим обществом совместно с Центральным советом Осоавиахима СССР.
В работах конференции примут участие видные пилоты, планеристы, конструкторы и инженеры. Будут заслушаны доклады конструкторских бюро, заводов и институтов Москвы, Ленинграда, Казани, Харькова.
В повестке дня работ конференции интересные доклады, посвященные экспериментальным планерам Центрального аэрогидродинамического института, московского конструкторского бюро Осоавиахима, Планерного завода, а также планерлетам Харьковского и Ленинградского авиационных институтов.
Кроме этого, на конференции будут сделаны доклады о проблемах дальнейшего развития планеризма. Инж. Щербаков и пилот-испытатель Венслав расскажут об опыте полетов планерного стратопоезда Завода имени Авиахима, военинженер 1-го ранга тов. Пышнов сделает доклад о возможностях полетов при помоци мускульной силы, тов. Бердоносов о метеообслуживании рекордных полетов, инж. Тихонравов о полетах на аппаратах с машущими крыльями.
[...] Отдел специальных конструкций (ОСК) под моим руководством начал разрабатывать портативную одноместную вставную герметическую кабину регенерационного типа. После нескольких опытных образцов герметическая кабина была создана и испытана с человеком вначале в барокамере, а затем была установлена на планер Г-14. Начались полеты планера Г-14 с герметической кабиной, отдельные части которой совершенствовались и доводились после каждого полета. [...]
Вчера, в 11 час. 25 мин. утра, с одного из московских аэродромов стартовал в высотный полет двухместный самолет, пилотируемый летчиком-испытателем П. Логиновым. На втором месте сидел техник-лаборант А. Майер.
Летчик был снабжен обычной кислородной аппаратурой и тепло одет. Техник Майер летел в легком комбинезоне и кислородным прибором не располагал. Он отправился в высотный полет в стратокамере конструкции инженера А.Я. Щербакова. Стратокамера, изолирующая человека от внешней среды, была установлена в задней кабине.
Около 19 часов тов. Логинов сообщил по телефону, что благополучно совершил посадку.
По сведениям, полученным от тт. Логинова и Майера, испытание стратокамеры прошло успешно. На высоте 4.500 метров тов. Майер закрыл окно стратокамеры и включил воздушную вентиляцию. Самолет продолжал подниматься. Когда стрелка прибора, указывающего высоту, достигла деления 10.100 метров, тов. Логинов прекратил подъем и пробыл на этой высоте свыше 10 минут.
Тов. Майер чувствовал себя в стратокамере нормально. Он проверял работу управления самолетом, введенного в герметическую камеру, и совершенно не ощущал холода. Наружная температура воздуха достигала 55 градусов мороза, а в стратокамере она не опускалась ниже 7 градусов тепла. Стекла окон кабины не замерзали, видимость была нормальной.
Вчера под Москвой был проведен выдающайся высотный буксировочный полет на планере Г-9.
Самолет под управлением летчика-испытателя тов. Логинова забуксировал в воздух по методу инженера Щербакова одноместный планер, которым управлял летчик-планерист тов. Федоров. В кабине планера находились контрольные барографы и аэронавигационное оборудование.
На 92 минуте планер достиг высоты 12.105 метров. Самолет летел на 3 километра ниже. В районе Истры планерист отцепился от самолета и начал парить сасамостоятельно.
Летчик-планерист Федоров так рассказывает о своем полете:
- Старт был дан в 9 часов 28 минут. На высоте 2.000 метров я пробил облака. Открылось ясное небо, засияло солнце.
Внизу расстилалась до горизонта легкая дымка. Видны были канал Волга-Москва, железные и шоссейные дороги.
На высоте 4.500 метров я включил кикислородный прибор. На высоте 12.105 метров температура была минус 46 градусов. Однако холода я не чувствовал. На мне были высотный меховой комбинезон и специальные перчатки. Приборы работали очень четко. Через 31 минуту я благополучно совершил посадку.
Достигнутая высота не является для меня пределом. На-днях думаю совершить новый полет в стратосферу на планере Г-14.
☆ ☆ ☆
Летчик-планерист Федоров - комсомолец. Планеризмом занимается с 1932 года, имеет 400 часов налета на планере (Тот самый Владимир Павлович, который поднял в первый полёт РП-318-1 - прим. ред.).
К сожалению, известные события в конце 30-х и особенно в начале 40-х, прервали эту блестящую череду экспериментов на платформе Г-14. Если бы не эти обстоятельства, то даже невозможно себе представить, чем бы это могло закончиться в итоге. Тем не менее, редакция почти уверена, что существует альтернативная ветка вселенной, где планер Г-14, оборудованный реактивным двигателем и управляемый Угольком и Ветерком, уверенно направляется к нашему спутнику для забора проб лунного грунта. - прим. ред.