Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     

Планер Г-14: и швец, и жнец и на дуде игрец
(Удивительная экспериментальная планерная платформа 30-х)



Г-14: Удивительная экспериментальная планерная платформа 30-х

Планер Г-14 проектировался и строился как двухместный учебный аппарат для обучения фигурным и буксировочным полетам. Представлял собой подкосный низкоплан с двухколесным шасси (колеса 400х150мм в обтекателях), большая колея которого обеспечивала значительную устойчивость при обучении буксирным полетам. Предполагалось и выполнение ночных полетов. Для этого планер был оборудован необходимыми пилотажными приборами и аэронавигационными огнями.
Опытный вариант Г-14 в пилотажно-буксировочном исполнении строился сразу в двух экземплярах: один — в мастерских академии Жуковского, а другой — на заводе № 1 им. Авиахима. Дальнейшая судьба "академического" планера неизвестна [*], а аппарат 1-го завода отбуксировали осенью 1934 года на очередной планерный слет в Коктебель. Полеты Г-14 энтузиазма у пилотов не вызвали. Отмечалось заметное перетяжеление конструкции и неудачное сопряжение крыла с фюзеляжем.
Несмотря на скептические отзывы, планер оказался востребованным. Большой объем фюзеляжа, высокая прочность, колесное шасси и хорошая управляемость позволили использовать Г-14 в различных технических экспериментах. Для этого, при непосредственном участии и консультациях конструктора изготовили еще несколько специализированных вариантов Г-14.

"Легкие крылья Грибовского" Михаил Маслов

ПРИМ. РЕД. Из-за некоторого перетяжеления и несколько невыгодного сопряжения крыла с фюзеляжем имел довольно большую скорость посадочную скорость. На планере устанавливалось двойное управление. Имел развитие в виде Г-18 усовершенствованной схемы с зализами и закрытой пилотской кабиной.

1934: Воздушный поезд

Московский большевик 1934 № 119, 22 мая
 
ПЛАНЕР - В ВОЗДУХЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ БОЛЬШОЙ РЕКОРДНЫЙ ПЕРЕЛЕТ
Летний планерный сезон открыт. Широко развернули работу чланерные станции на станциях Первомайская, Трикотажная и в других подмосковных местностях. Кружки планеристов Москвы насчитываются сотнями.
Летний сезон планеристов ознаменуется рядом интересных событий. Центральное из них слет в Коктебеле, который состоится в августе.
Разрабатывается вопрос об организации ряда буксирных дальних попетов. В частности предполагается большой перелет на побытие мирового рекорда на дальность полета, общим протяжением в 10.000 километров. Мировой рекорд сейчас равняется 5.000 километров.
Конструкторское бюро Московского областного совета Осоавиахима, возглавляемое тов. Грибовским, стировало ряд планеров усовершенствованных конструкций.
Среди новых парителей выделяется гидропланер Г-16 (одноместный, представляющий собою лодку со свободно несущим крылом, могущий взлетать и садиться как на землю, так и на воду).
Далее следует отметить планер Г-13. Это легкий паритель, одноместный, легкий, компактный. Он предназначается главным образом для аэроклубов и чрезвычайно удобен для обучения.
Сконструирован и строится двухместный планер Г-14, могущий итти на буксире за почтовыми самолетами и приспособленный для всех фигур высшего пилотажа. Этот планер снабжен двойным управлением.


Красная звезда 1934 № 166, 18 июля
 
НОВЫЕ ПЛАНЕРЫ
В ближайшие дни в подмосковном лагере соавиахима, у ст. Трикотажной начпутся испытания построенного гидропланера Г-16.
Закончена постройка и планера Г-13-бис легкого парителя, с размахом крыльев 12,6 м., предназначаемого для перехода обучающихся на "Стандарте" на рекордные парители.
Шесть двуместных планеров типа Г-14 для первоначального обучения и для обучения высшему пилотажу строятся одновременно аэроклубами заводов авиопромышленности. (например, аэроклубом Завода им. Фрунзе - прим. ред.)
Московское конструкторское бюро сейчас проектирует моторную установку на планер Г-14 для превращения его в моторизированный планер.


Красная звезда 1934 № 195, 22 августа
 
ПЕРЕД X ВСЕСОЮЗНЫМ СЛЕТОМ ПЛАНЕРИСТОВ Воздушные поезда летят в Коктебель
В ближайшие дни из Москвы в Коктебель вылетит несколько воздушных поездов. Первым полетит поезд, составленный из двух одноместных планеров Г-9 и одного, недавно построенного пятиместного планера ГН-4 конструктора тов. Грошева.
Поезд поведет на самолете П-5 начальник всесоюзного слета, мастер плаверного спорта Л. Г. Минов. На планерах Г-9 полетят пилоты-парители тт. Анохин и Шалест, на планере ГН-4 - т. Симонов.
Вслед за этим стартует второй воздушный поезд, составленный из планера Рот-фронт-5 и двух планеров Г-9. Этот поезд поведет экипаж в составе пилотов-парителей тт. Гавриша, Орлова и Романова и летчика т. Даниловцева.
Академия воздушного флота имени Жуковского организует буксировочный перелет на Москвы в Коктебель двухместного планера Г-14. Помимо этого, ЦС Осоавиахима организует перелет в Коктебель воздушного поезда из трех двухместных планеров Ш-7 коиструктора т. Шереметьева.
Впервые в предстоящих перелетах воздушных поездов будет широко использовано радио. На борту планеров будут находиться приемные радиоустановки. Самолет, буксирующий планеры. будет держать связь с каждым пилотом и с землей.
На-днях в Коктебель вылетает первый воздушный поезд из Ленинграда. Перелет организует ленинградский совет Осоавиахима.
Всего на слет будет отправлено 50 планеров различных конструкций. Вслед за ушедшим на-днях первым эшелоном рекордных машин 25 августа будет отправлен второй эшелон. С этим эшелоном будет отправлена планетка Э-1.

ГУД.


Правда 1934 № 236, 27 августа
 
СЛЕТ ВОЗДУШНЫХ ПОЕЗДОВ
На десятый всесоюзный слет планеристов в Коктебель отправляются девять воздушных поездов. Первый из них под командой начальника слета тов. Минова - в составе нового пятиместного планера ГН-4 конструкции тов. Грошева и двух одноместных Г-9 конструкции тов. Грибовского вылетает сегодня с Тушинского аэродрома. Воздушный поезд радиофицирован.
28 августа вылетает второй воздушный поезд под командой тов. Гавриша в составе планера Рот фронт-5 и двух Г-9. 29 августа из Ленинграда стартует трегий воздушный поезд.
30 августа из Москвы вылетает воздушный поезд Завода им. Осоавиахима: самолет П-5 ведет на буксире двухместный планер Г-14. В этот же день из Москвы отправляется эскадрилья в составе четырех воздушных поездов под командой тов. Кошица. Каждый из поездов, входящих в эскадрилью, состоит из самолета У-2 с двухместным планером Ш-7 на буксире.


Московский большевик 1934 № 205, 2 сентября
 
РЕЙС ПЛАНЕРОВ
Завтра-послезавтра в Коктебель на десятый всесоюзный планерный слет вылетают воздушные поезда Военной академии им. Жуковского и завода им. Авиахима. Первый поезд состоит из самолета У-2, который пилотирует летчик Вахрушев, и планера Г-14 конструкции Грибовского; второй из самолета Р-5, идущего под управлением летчика Порошина, и планера.
Вслед за ними в Коктебель, впеовые в истории советского планеризма, вылетает планерная эскадрилья в составе трех поездов.
Руководит полетом эскадрильи известный планерист т. Кошиц.

☆ ☆ ☆


Вечерняя Москва 1934 № 213, 15 сентября
 
ПЛАНЕРПАРИТЕЛЬ "КОМСОМОЛЕЦ" ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД ВЫЛЕТЕЛ В КОКТЕБЕЛЬ
Сегодня в 7 час. 30 мин. утра из Москвы вылетел в Коктебель на всесоюзный слет планеристов "воздушный поезд" аэроклуба Завода "Авиахим". Поезд состоит из самолета Р-5 и двухместного планера "Комсомолец" новой конструкции Грибовского Г-14.
Новый планер конструкции Грибовского является первым в мире учебным планером-парителем. Он имеет двойное управление. Размах крыльев планера- 18 метров. У планера высокое качество крыла. Планер "Комсомолец" с высоты полутора тысяч метров может свободно пролететь по прямой до 50 км.
Новый планер Грибовского является рекордной машиной для полетов на дальность.
Самолет пилотирует летчик Баранов; на планере летят планеристинструктор Кузьмин и планерист Кузнецов.
К 8-9 часам вечера воздушный поезд предполагает достигнуть Коктебеля. Весь перелет от Москвы до Коктебеля намечается совершить с одной посадкой в Харькове. В отличие от всех предшествующих этот воздушный поезд для сокращения маршрута полетит по прямой через Азовское море.
Участники перелета одновременно предполагают установить рекорд скорости перелета воздушного поезда от Москвы до Коктебеля.
Между самолетом и планером установлена телефонная связь.


Вечерняя Москва 1934 № 214, 16 сентября
 
Испытания нового планера
На Московском аэродроме проходит испытания новый планер известного конструктора Грибовского Г-14. Планер представляет собой двухместный буксир, приспособленный одновременно для пилотажа. Новый планер в составе аэропоезда Завода № 1 вылетел в Коктебель.


Красная звезда 1934 № 217, 17 сентября
 
ВОСЬМОЙ ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД ПРИБЫЛ В КОКТЕБЕЛЬ Рекорд буксировки
15 сентября с московского центрального аэродрома рабочие завода им. Авиахима проводили отправлявшийся на 10 всесоюзный слет в Коктебеле воздушный поезд, созданный заводским аэроклубом.
Поезд вылетел в составе самолета П-5 "Челюскинец" и планера конструктора Грибовского Г-14 "Комсомолец" с экипажем в составе 5 человек-членов аэроклуба.
Весь перелет общим протяжением 1.360 километров был совершен экипажем поезда с одной посадкой в Запорожье в исключительно рекордный срок -7 часов.
15 сентября в 18 часов 15 минут воздушный поезд прибыл к горе Клементьева, где происходит 10 всесоюзный слет планеристов. Участники перелета-планеристы московского завода им. Авиахима, установившие новый рекорд буксировки воздушных поездов были горячо встречены мастерами планеризма.
Общие метеорологические условия на всем протяжении перелета были неблагоприятными.


1935: Летающая цистерна

Правда 1935 № 147, 30 мая
 
ЛЕТАЮЩАЯ ЦИСТЕРНА
Дальние перелеты воздушных поездов, состоящих из планеров на буксире у самолетов, обычно требуют нескольких посадок для пополнения горючим. Между тем самая идея таких поездов предполагает достижение максимальной дальности беспосадочного полета.
Группа работников аэроклуба Завода им. Авиахима решила найти способ заправки самолета в воздухе горючим, находящимся на буксируемом планере. В этой работе приняли участие тт. Авруцкий, Громов, Гельманов, Павлов, Кузьмин, Кузнецов, Кокошко, Субботина и другие. Мастер Мишин сделал ко всей аппаратуре замок простой и оригинальной конструкции.
На-днях вся система была испытана в полете. С аэродрома поднялся самолет П-5, имея на буксире двухместный планер Г-14. Самолет пилотировал летчик Баранов, планер - паритель Венслав. Описав круг, поезд ушел к Подольску. Здесь на высоте 1.200 метров был проведен опыт переливания бензина по шлангу с планера в самолет. Вся операция длилась 15 минут. Самолет наполнил свои баки, и поезд вернулся в Москву.
Сейчас экспериментальная группа аэроклуба конструирует мощный грузоподъемный планер "летающую цистерну", который сможет поднять большой запас горючего. Работники клуба собираются прилететь на традиционный осенний слёт планеристов в Коктебеле воздушным поездом, состоящим из самолета и этой цистерны. Они рассчитывают вылететь из Москвы утром и, заправляясь горючим в пути, без посадки долететь до Коктебеля, сброситъ там, не снижаясь, приветственный вымпел от рабочих, техников и инженеров Завода им. Авиахима и в тот же день к вечеру вернуться в Москву.


Красная звезда 1935 № 124, 1 июня
 
ЗАПРАВКА САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ
Самолет П-5 перед стартом
На-днях группа работников аэроклуба Завода имени Авиахима провела опыт заправки самолета горючим в воздухе. Самолет П-5 поднялся с аэродрома, имея на буксире двухместный планер Г-14. Самолет пилотировал петчик БАРАНОВ, планер - ВЕНСЛАВ.
Достигнув высоты 1.200 метров, было проведено переливание бензина по шлангу с планера на самолет. Опыт прошёл успешно. Самолет наполнил свои баки горючим за 15 минут.
Этот способ заправки самолета в воздухе разработан тт. АВРУЦКИМ, ГРОМОВЫМ, ГЕЛЬМАНОВЫМ, ПАВЛОВЫМ, КУЗЬМИНЫМ, КУЗНЕЦОВЫМ, КОКОШКО и СУББОТИНЫМ.
Сейчас экспериментальная группа аэроклуба конструирует мощный грузопод'емный планер "летающую цистерну", который сможет поднять в воздух большой запас горючего. Работники аэроклуба предполагают на осенний слет планеристов в Коктебеле прилететь воздушным поездом, состоящим из самолета и "летающей цистерны". Они рассчитывают вылететь из Москвы утром и, заправляясь горючим в пути, без посадки долететь до Коктебеля, сбросить там приветственный вымпел и в тот же день к вечеру вернуться в Москву.


Красная звезда 1935 № 172, 28 июля
 
УЧЕБНЫЙ СБОР ПЛАНЕРИСТОВ РККА
C 5 по 25 августа проводится первый учебно-тренировочный сбор лучших планеристов РККА, Сбор явится основным подготовительным мероприятием к участию сборной команды РЕКА во всесоюзном слете в Коктебеле и всеармейской спартакиаде.
Программа учебного сбора планеристов РККА охватывает исключительно задачи буксировки. Во время сбора пилоты-планеристы будут изучать групповой пилотаж, полет на планерах звеньями, одновременную посадку и посадку на заданную точку.
В сборе примут участие 25-30 лучших представителей округов. В числе участников слета - мастера Сухомлин, Баруздин, Кошиц и другие.
Во время учебного сбора будет испытан в воздухе ряд новых конструкций планеров, построенных планеристами Красной Армии.
Планеристы Военно-воздушной академии доставят на сбор одноместный оригинальный планер типа "Чайка" и планер Г-14. Из Ейска доставляется серия рекордных планеров-сталинцев конструкции инженера Верзилова.
Кроме того будут проведены разносторонние испытания звена планеров Ш-5 конструктора Шереметьева и планера Г-9.
После тренировки будет сформирована сборная команда планеристов РККА, которая вылетит на планерах, буксируемых самолетами Р-5, на всесоюзный слет планеристов в Коктебель.


Вечерняя Москва 1935 № 176, 2 августа
 
ПЛАНЕР "ЛЕТАЮЩАЯ ЦИСТЕРНА"
Активисты аэроклуба Завода им. Авиахима разработали интересный проект планера "летающая цистерна". Он предназначается специально для заправки самолетов горючим в воздухе.
В основу проекта был взят планер Г-14 известного конструктора Грибовского. В фюзеляже и крыльях несколько измененной конструкции будут вделаны баки для бензина и масла общей вместимостью 1 тонну.
Планер-цистерна на буксире самолета поднимется воздух. Во время полета планер по мере расхода самолетом горючего будет перекачивать бензин из своих баков в баки самолета. Летающая цистерна может производить перекачку горючего в воздухе не только в тот самолет, за которым летит на буксире, но и в любой другой, совершающий полет отдельно от планера.
В августе аэроклуб строительство планера "летающая цистерна" предполагает закончить.


Известия 1935 № 219, 18 сентября
 
ПЛАНЕР-ЦИСТЕРНА
Вчера, в 7 ч. 15 м. утра, из Москвы в Коктебель на всесоюзный слет планеристов вылетел воздушный поезд аэроклуба Завода "Авиахим". В составе поезда самолет П-5, пилотируемый летчиком Барановым при борт-механике Захарове, и планер Г-14 с парителем Венславом.
Путь до Коктебеля будет совершен без посадки для заправки горючим. Это первый беспосадочный полет воздушного поезда на такое дальнее расстояние.
Экспериментальная секция аэроклуба Завода № 1 имени "Авиахима" переконструировала двухместный планер Г-14. В крыльях планера установлено по 2 бака и, кроме того, один бак находится под сидением. Количество горючего, находящегося в этих баках, даст возможность самолету продолжать полет, когда будет израсходовано все горючее. При помощи шланга самолет получит горючее в пути с планера.
Расстояние от Москвы до Коктебеля в 1,350 км воздушный поезд покроет примерно за 10 часов.


Красная звезда 1935 № 217, 18 сентября
 
МИРОВОЙ РЕКОРД ВОЗДУШНОГО ПОЕЗДА
Вчера в 7 час. 15 мин. утра в Коктебель для участия в XI всесоюзном слете планеристов вылетел из Москвы воздушный поезд аэроклуба Завода № 1 "Авиахима". В составе поезда самолет П-5, пилотируемый летчиком Барановым (бортмеханик Захаров), и планер Г-14 конструкции инженера Грибовского с парителем Венсловым.
Воздушный поезд дойдет до Коктебеля без промежуточной посадки для заправки горючим. Это первый полет на такое дальнее расстояние, когда самолет, буксирующий планер, не сделает посадки на аэродромах трассы для пополнения горючим.
Экспериментальная секция аэроклуба Завода № 1 имени "Авиахима" переконструировала двухместный планер Г-14. В крыльях планера установлено по 2 бака. Один бак находится также на месте сидения. Количество горючего, находящегося в этих баках, даст возможность самолету продолжать полет, когда будет израсходовано все горючее из бака самолета. В пути при помощи шланга самолет перейдет на питание горючим с планера.
Расстояние от Москвы до Коктебеля в 1350 км, воздушный поезд сможет покрыть примерно за 10 часов.

☆ ☆ ☆

КОКТЕБЕЛЬ, 17. Сегодня в 17 часов 35 минут на гору Клементьева прибыл 21-й воздушный поезд, вылетевший из Москвы сегодня же утром.
Этим перелетом установлен новый мировый рекорд дальности полета воздушного поезда без посадки. Прежний рекорд был установлен при перелете Москва-Запорожье (980 километров) в прошлом году. Экипаж воздушного поезда тот же.


Советский Спорт 1935 № 67, 19 сентября
 
МИРОВОЙ РЕКОРД
КОКТЕБЕЛЬ, гора Клементьева, 12. (По телеграфу от наш. спецкора). Вчера в Коктебель на всесоюзный планеродром прилетел воздушный поезд аэроклуба Московского Завода № 1 им. Авиахима. В составе поезда самолет П-5 (пилот Баранов) и планер-пистерна Г-14 конструкции Грибовского (пилот - паритель Венслав).
Весь путь от Москвы до Коктебеля, расстоянием 1524 км. воздушный поезд прошел в 17 ч. 20 м. без посадок и без заправки горючим в пути, установив новый мировой рекорд буксировочного беспосадочного полета.
Рекорд беспосадочного полета был установлен благодаря переоборудованию двухместного планера Г-14, в крыльях которого были установлены по два бензиновых бака и один бак на месте второго сидения. Когда самолет израсходовал горючее из своих баков, горючее для мотора стало поступать по специальному резиновому шлангу из баков планера. Этот рекордный перелет разрешил задачу полетов воздушных поездов на большие расстояния без посадок.

МАРКИН


Вечерняя Москва 1935 № 220, 23 сентября
 
ИЗ КОКТЕБЕЛЯ В ЛЕНИНГРАД НА ПЛАНЕРЕ
КОКТЕБЕЛЬ, 23. (По телеграфу от нашего корреспондента). Сегодня в 6 часов 37 минут утра был дан старт беспосадочному воздушному поезду Коктебель Ленинград, организованному Московским авиозаводом им. Авиахима. Этот поезд прибыл 18 сентября из Москвы в Коктебель, совершив перелет без посадки, пройдя за 10 часов 30 минут 1.524 километра и установив мировой рекорд дальности буксировки без посадки.
В перелете участвуют: командир поезда заместитель секретаря парткома завода Кокошко, летчик Баранов, сценщик Захаров, пилот планера мастер Венслав. Поезд состоит из самолета П-5 и планера Г-14.

Л. МИНОВ


Правда 1935 № 264, 24 сентября
 
Воздушный поезд Завода им. Авиахима вернулся в Москву
Вчера, в 6 час. 45 мин. утра, в Коктебеле был дан старт беспосадочному воздушному поезду Коктебель - Москва, организованному московским Заводом им. Авиахима. Этот поезд прибыл 18 сентября из Москвы в Коктебель, пройдя без посадки за 10 часов 30 минут 1.524 километра и установив мировой рекорд дальности беспосадочной буксировки.
Экипаж поезда: командир - т. Кокошко, летчик - Баранов, сцепщик - Захаров, пилот планера - мастер Венслав. Самолет П-5 - лимузин, планер Г-14 - цистерна.
В 14 час. 45 мин. воздушный поезд прибыл в Москву, покрыв расстояние от Коктебеля в рекордное время 8 час. 10 минут.
Пилот планера тов. Венслав сообщил сотруднику "Правды", что в пути переливка горючего из планера в самолет производилась дважды: в районе Запорожья из фюзеляжного бака планера, а в районе Харькова - из остальных баков.
Переливка горючего из планера в самолет производилась в полете по системе, разработанной экспериментальной группой аэроклуба Завода при участии тт. Авруцкого, Мишина и при большой помощи директора тов. Беленковича.


Известия 1935 № 224, 24 сентября
 
ПЕРЕЛЕТ ПЛАНЕРА-ЦИСТЕРА
Вчера представители заводских организаций завода Авиахим встречали на Центральном аэродроме прибывший из Коктебеля воздушный поезд в составе самолета П-5 и планера-цистерны. Беспосадочный полет из Коктебеля в Москву (1.350 километров) воздушный поезд совершил за 8 час. 10 мин.
Самолет пилотировал известный летчик И. С. Баранов, налетавший уже около 600.000 километров. В качестве борт-механика летел окончивший летную школу заводского аэроклуба т. Захаров, Планер Г-14 вел мастер планеризма т. Венслав. Начальник перелета секретарь парткома завода в т. Кокошко.
Беспосадочный полет в Коктебель, продолжавшийся 10 часов, и обратный перелет в Москву целиком подтвердили правильность всех расчетов молодого конструктора т. Авруцкого, который совместно с экспериментальной группой завода разработал и осуществил идею летающей цистерны.
Конструкция эта необычайно проста: пять баков для горючего установлены в крыльях и фюзеляже планера; они вмещают 500 кг бензина. Этот запас дает возможность на шесть часов продлить беспосадочный полет самолета, буксирующего летаюшую цистерну. Специальный шланг соединяет планер с самолетом. По первому сигналу с самолета пилот планера открывает перепускной кран, затем поднимает планер метров на 20-25 выше самолета. Под создавшимся, таким образом, давлением можно перелить весь запас бензина из цистерны в самолет в течение 30 минут.
- Огромное чувство удовольствия спытывал я, видя, как по первому сигналу таким необычайным и легким способом пополнялся иссякший запас горючего на моем самолете, - рассказывает тов. Баранов.
Материальная часть планера-цистерны работала отлично.
Сейчас т. Авруцкий совместно с группой конструкторов Завода "Авиахим" работает над созданием планера-цистерны, которая сможет поднять до 2.000 кг горючего.


1936: Цепочка Щербакова

Правда 1936 № 90, 31 марта
 
ПЛАНЕР ЛЕТИТ НАД САМОЛЕТОМ
Обычно самолет и планер, составляющие воздушный поезд, летают на одной высоте. Планер связан с самолетом тросом длиной около 30-40 метров и послушно летит за водителем. Инженер-конструктор запредложил оригинальную схему воздушного поезда, при которой планер может забираться выше буксирующего его самолета.
Вчера такой полет был осуществлен. В 2 часа 30 минут дня воздушный поезд, составленный из двухмоторного самолета и двухместного планера, взлетел с Центрального аэродрома им. Фрунзе. Машину пилотировал летчик-испытатель В. Шевченко, сцепщиком работал конструктор Майер, планером управлял мастер советского планеризма К. Венслав.
В это время поезд пролетал вблизи озера Тростенского, в 80 километрах от Москвы. Здесь планер отцепился и дальше продолжал свой путь самостоятельно. Москва была закрыта дымкой. Ориентируясь по солнцу, тов. Венслав взял курс на Москву и через 1 час 25 минут опустился на Центральном аэродроме.
Паритель высоко оценивает летные качества планера и подобно конструктору и летчику считает, что планер может забраться на тросе еще выше.


Московский большевик 1936 № 75, 1 апреля
 
Полет воздушного поезда
30 марта по маршруту МоскваПодольск- Звенигородозеро Бростенское был совершен интересный высотный полет воздушного поезда. В состав поезда входили самолет, пилотируемый известным летчиком тов. Шевченко, и планер, управляемый мастером планеризма тов, Венсловым. Сцепщиком на самолете летел тов. Майер.
Во время полета впервые была разрешена задача - поднять плапер выше буксирующего его самолета. Для этого на высоте свыше 6.000 метров сцепщик Майер стал постепенно выпускать тросс, которым планер был прикреплен к самолету. Планер стал забираться выше ведущего его самолета. Через полчаса он поднялся на 7.800 метров, на 1.600 метров выше самолета.
Затем Венслав отцепился от буксира и, используя воздушные потоки, поднялся еще на 200 метров до 8 километров. Свободно паря, планерист через 1 ч. 25 м. благополучно приземлился на аэродроме.


ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД-"ЦЕПОЧКА"
Инженер-конструктор Завода им. Авиахима т. Щербаков изобрел новую систему под’ёма планера в стратосферу. В беседе с сотрудником "Известий" т. Щербаков рассказал о своем изобретении следующее:
Обычно при буксировке планера последний идет за самолетом по горизонтали, на одном уровне. Мы предложили способ, который даст возможность планеру подниматься выше самолета и итти над ним. 30 марта летчик-испытатель В. Шевченко забуксировал на большую высоту двухместный планер, управляемый мастером планеризма В. Венславом. На высоте 6.100 м Шевченко повел самолет по горизонтали, а сцепщик Майер начал разматывать трос. Планер стал подниматься вверх и на высоте 8.000 м был отцеплен. Это произошло в 80 км от Москвы. Через 1 ч. 25 мин. мастер Венслав опустился на Центральном аэродроме.
1 апреля был совершен новый тренировочный полет воздушного поезда, но уже по более сложному принципу "цепочки". За двухмоторным самолетом шел на буксире двухместный планер, который в свою очередь вел на буксире одноместный планер. Испытания поезда-"цепочки" показали отличную устойчивость его в воздухе.
Такой воздушный поезд имеет огромные преимущества при полетах на большой высоте. Когда на самолете разматывается трос, первый планер поднимается над самолетом, разматывая в то же время трос второго планера. Этот принцип даст возможность забуксировать планеры в стратосферу, в то время как самолет будет находиться на несколько километров ниже.
Вчера воздушный поезд-"цепочка" совершил тренировочный полет на высоте 1.500 м. Сегодня, если позволит погода, поезд пойдет в большой высотный полет.


Вечерняя Москва 1936 № 76, 2 апреля
 
ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД-ЦЕПОЧКА ПЛАНЕР ВЫШЕ САМОЛЕТА
Сегодня утром состоялся второй тренировочный полет воздушного поезда-"цепочки", организованного заводом им. Авиахима по конструкции инженера Щербакова.
В 9 часов 10 минут утра с Центрального аэродрома стартовал воздушный поезд, состоящий из самолета под управлением пилота Давыдова и двух планеров. В качестве сцепщика на самолете летел т. Майер. Первым планером управлял мастер планеризма тов. Венцлав. Сцепщиком летел инженер тов. Рогатнев. На втором планере летел известный пилот-высотник тов. Шевченко.
Воздушный поезд-"цепочка", сделав над аэродромом круг, стал постепенно набирать высоту. Вскоре самолет набрал высоту в 5 тысяч метров, и пилот повел самолет по горизонтали. Тогда сцепщики тов. Майер и тов. Рогатнев начали разматывать тросы, за которые были прицеплены планеры к самолету. "Вагоны" воздушного поезда планеры, идя на бскольких летом, постепенно стали удаляться друг от друга и подниматься взысь. В результате планерам удалось набрать высоту первому около 6 тысяч метров и второму до 7 тысяч метров в то время, как самолет летел на высоте всего лишь тысяч метров.
Второй тренировочный полет воздушного ного поезда-"цепочки" прошел успешно.


ВЫСОТНЫЙ ПОЛЕТ "ЦЕПОЧКОЙ"
Вчера воздушный поезд "цепочка" по схеме, изобретенной инженером Завода им. Авиахима тов. Щербаковым (см. вчерашний № 78 "Известий"), совершил новый высотный полет. Поезд стартовал с Центрального московского аэродрома в 9 ч. 10 м. За двухмоторным самолетом шел на буксире двухместный планер, в свою очередь ведя на буксире одноместный планер. Самолетом управлял пилот Давыдов, обязанности сцепщика выполнял конструктор Мейер. Двухместный планер вел пилот Венслав при сцепщике инженере Рогатневе, на одноместном планере находился летчик-испытатель Шевченко. Взлет произошел совершенно нормально. Сначала от земли оторвался наиболее легкий планер тов. Шевченко, находившийся в конце "цепочки", за ним поднялся двухместный планер Венслава и Рогатнева, и только потом взлетел и самолет.
Стратосферный поезд совершил два круга над Москвой, набирая высоту. Альтиметр показывал 5.000, когда пилот Давыдов лег на курс, а сцепщик Мейер стал разматывать трос. Планер Венслава стал подыматься вверх, а инж. Рогатнев в свою очередь стал разматывать трос, на котором шел планер Шевченко. Вскоре планеры исчезли из виду. Планер Венслава находился на высоте 6.000 м, планер Шевченко - на высоте 7.000 м, в то время как самолет шел на высоте 5.000 метров. Вскоре оба планера были отцеплены и благополучно приземлиллись - Венслав на Центральном аэродроме, а Шевченко - под Москвой на Клязьме.
Пилоты и сцепщики отмечают, что правильность схемы инж. Щербакова полностью подтвердилась на практике.
Сейчас инж. Щербаков готовит свой воздушный поезд-"цепочку" к полету в стратосферу.


Правда 1936 № 93, 3 апреля
 
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ СТРАТОПОЕЗДА
Момент взлета воздушного поезда, состоящего
из самолета и двух планеров. Вверху планер Г-9, в середине
двухместный планер
Фото Б. Вдовенко
Вчера рано утром на Центральном аэродроме имени Фрунзе состоялся испытательный полет нового воздушного поезда, конструкция которого разработана инженером Завода имени "Авиахима" тов. А.Я. Щербаковым (см. Правда 1936 № 90, 31 марта). Этот поезд предназначен для полетов в стратосферу. За самолетом последовательно шло два планера. Самолет и первый планер были оборудованы самостоятельными буксировочными установками.
На высоте пяти километров сцепщик самолета начал выпускать трос, связывающий его с первым планером. Планер поднялся выше самолета на километр, постеленно выпуская трос, буксирующий второй планер. Второй планер поднялся пад первым тоже на километр, достигнув, таким образом, высоты в 7.000 метров. Пилоты проверили напряжение троса, определили устойчивость всей системы в полете, испытали работу кислородного и навигационного оборудования. Закончив испытания, планеристы отцепились и самостоятельно приземлились. За время полета поезд покрыл около 250 километров.
Самолет пилотировал летчик Давыдов, сцепщиком у него был инж. Майер; первым планером управлял мастер советского планеризма Венслав, при сцепщике инж. Рогатневе; второй планер управлялся летчиком-испытателем В. Шевченко. В ближайшие дни полет будет повторен на больлную высоту.

☆ ☆ ☆

В беседе с корреспондентом "Правды" инженер-конструктор тов. А.Я. Щербаков ваявил, что он полностью удовлетворен результатами первых полетов. Существующая материальная часть позволяет последнему планеру достичь высоты в 13-14 километров.
Сейчас я работаю над усовершенствованием системы, - говорит тов. Щербаков. Построив специальную герметическую кабину, мы предполагаем поднять тов. Шевченко до высоты в 17-18 километров. Но и это не является пределом. Нами уже разработана схема особого стратосферного планера, который можно будет забуксировать на высоту в 20 и даже 25 километров. Это потребует увеличения состава поезда до трех планеров.


СТРАТОПОЕЗД
Еще в сентябре прошлого года, по инициативе инженера-конструктора Завода имени Авиахима тов. А. Щербакова, был организован первый опытный полет "стретопоезда". Вчера был осуществлен третий полет.
За двухмоторным самолетом летели один за другим планеры конструкции В. Грибовского: двухместный Г-14 и одноместный Г-9. Экипаж был составлен из опытных летчиков Завода имени Авиахима. Планер Г-9, который должён был, достичь наибольшей высоты, пилотировал известный летчик-испытатель В. Шевченко, планер Г-14 - мастер советского планеризма К. Венслав. С тов. Венславом летел сцепщик инж. Г. Рогатнев, на самолете-буксировщике - летчик М. Давыдов и бортмеханик-сцепцик А. Майер. Наземная подготовка планера Г-9 была выполнена техником тов. П. Носиковым.
Планеры, специально построенные для экспериментов, были снабжены аэронавигационным оборудованием и поставлены на лыжи. В кабинах планеров находились контрольные барографы.
В кабине двухместного планера Г-14 был закреплен тонкий стальной трос длиною в восемь километров. Этого запаса было бы достаточно для подъема в верхние атмосферы.
Летчик В.В. Шевченко
Принцип буксировки планеров за самолетом в стратопоезде инж. Щербакова отличается от обычного тем, что планеры в полете поднимаются значительно выше буксирующего их самолета. Это достигается путем специального устройства. Забуксированный самолетом на большую высоту планер при разматывании троса легко поднимается вверх. Если первый планер ведет за собой на буксире второй, то последний, поднявшись вместе с первым над самолетом, при разматывани своего троса взлетает в свою очередь над первым планером. Таким образом воздушный поезд по схеме инженера тов. Щербакова разрешает задачу буксировки планера в стратосферу самолетом, летящим на несколько километров ниже.
2 апреля в 9 часов 10 минут утра планеры, буксируемые самолетом, быстро поднялись вверх.
Подлетая к Дмитрову, самолет-буксировщик находился на высоте 5.000 м., планер Г-14 - выше самолета на 200 м., а Г-9 - 250 м. Над Дмитровом самолет летел на высоте 5.000 м., планер Г-14 достиг 6.000 м. и Г-9 - 7.000 метров.
Планер Г-9 летел, пилотируемый тов. Шевченко, на два километра выше буксировавшего его самолета. Потребовалось высокое искусство пилотажа для того, чтобы всё время итти за самолетом на возрастающей высоте.
Неожиданно тов, Шевченко услышал резкий, звенящий звук: оборвался трос! Планер плавно взмыл вверх. Тов. Шевченко втянул остаток троса в кабину и начал изучать причину обрыва, попутно управляя планером. Оказалось, что обрыв произошел из-за неудачной конструкции соединения троса.
Отцепившийся позже пилотов. Венслав ушел, взяв курс на Москву. Его тяжелая безмоторная машина легко справлялась с ветром. Пройдя почти по прямой 80 км., тов. Венслав совершил в 11 ч. 38 мин, посадку на центральном аэродроме.
Тов. Шевченко, летевшему на легком одноместном планере Г-9, было труднее бороться с ветром. Сильный встречный ветер заставлял планер стоять в воздухе без всяких признаков движения. Планер терял высоту. Подсчитав скорость ветра и скорость потери высоты, тов. Шевченко решил пойти на посадку. Посадка была произведена безукоризненно на аэроклубном аэродроме в Клязьме.
Инженер-конструктор тов. Щербаков сообщил:
- Сегодняшний полет стратопоезда показал полную возможность подъема планера по моей схеме на высоту 13-14 тысяч метров.
Для подъёмов на большие высоты потребуются уже планеры специальной конструкции.
В ближайшие дни опытный полет воздушного поезда будет совершен на высоту свыше 10 тысяч метров.

A. ГУД.


Рабочая москва 1936 № 77, 3 апреля
 
ТРЕХЪЯРУСНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД
Вчера, воспользовавшись ясной погодой, группа работников Завода им. Авиахима совершила полет на воздушном поезде (самолет и два планера).
На самолете летели пилот Давыдов и конструктор Майер. На первом планере находился заслуженный мастер советского планеризма т. Венслав и инженер Рогатнев. На втором одноместном планере летел известный летчик Шевченко.
Авиаторы повторили эксперимент, проведенный Шевченко и ния славом, которые, натягивая буксирный трос, подняли ле и летящий за самолетом планер почти на два километра выше самолета.
Вчера самолет и планеры летели уже не в два, а в три яруса. Вылетев из Москвы, воздушный поезд направился к Дмитрову. Сначала сцепщик Майер стал увеличивать трос, соединявший планеры с самолетом, летевшим на высоте 5 тысяч метров. Вскоре планеры, державшиеся друг за другом, поднялись над самолетом на несколько сот метров. Тогда стал выпускать трос сцепщик Рогатнев. Планер Г-9, на котором летел Шевченко, начал постепенно взбираться на "третий этаж".
Над Дмитровом первый планер находился на высоте близкой к 6 тыс. метров, второй, примерно, на высоте 7 тыс. метров. Здесь летчик Шевченко отцепился и направился в Москву. Давыдов же и Венслав повернули в сторону озера Тростенского. Над озером отцепились от самолета и ушли в свободный полет Венслав и Рогатнев.
В 11 час. 20 мин. самолет появился над московским аэродромом. Через четверть часа здесь же благополучно финишировал планер Венслава. Шевченко сел в районе Клязьмы.
- Сегодняшний тренировочный полет, - сказал нам инженер Завода им. Авиахима т. Щербаков, автор проекта "многоэтажных" полетов, - даст очень много для изучения техники сложных воздушных комбинаций. В ближайшее время мы предполагаем повторить такие полеты, постепенно увеличивая число "этажей". Сейчас главной нашей задачей является организация хорошей регулярной связи в воздухе между составными частями воздушного поезда. Для этой цели мы собираемся использовать портативные коротковолновые передатчики.


Рабочая москва 1936 № 78, 4 апреля
 
ТРЕХЪЯРУСНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПОЕЗД
Участники полета - мастер планеризма т. Венслав
инженер Рогатнев, летевшие на одном из планеров
Вчера "Рабочая Москва" сообщала в заметке "Трехъярусный воздушный поезд" об интересном опыте, проведенном группой работников Завода им. Авиахима. Используя принцип воздушного змея, два планера, летевшие на буксире за самолетом, поднялись ступенчатой цепочкой: один на 6.000, другой на 7.000 метров.


ПЛАНЕРЫ ЛЕТЯТ В СТРАТОСФЕРУ
Летний сезон планеристы Советского Союза уже открыли. В аэроклубах Тифлиса, Ленинграда, Ростова-на-Дону и ряда других городов начались тренировочные полеты. Мастера планеризма готовятся в новым рекордным полетам.
Конструкторы готовят к сезону новые планеры. В военно-воздушной академии закончено конструирование двух оригиналных планеров - "Чайка" и "Октябренок". Планер "Октябренок" будет самым маленьким планером в СССР. Размах же крыльев "Чайки" - 17 метров. Оба планерf будут закончены к слету планеристов РККА.
Советские планеристы уже зимой побывали в стратосфере. Недавно начали тренировку к полету в стратосферу на планерах летчик-высотник старший лейтенант В. Шевченко и мастер советского планеризма капитан Д. Кошиц.
На-днях стратопоезд уже совершил первый тренировочный полет. В ближайшее время, при наличии благоприятной погоды, будет совершен очередной полет.
В составе поезда полетят: на самолете пилот М. Давыдов, сцепщик А.Я. Щербаков, на одноместном планере - Шевченко, на двухместном плане - Д. Кошиц и сцепщик Г. Рогатнев. Оба планера конструкции В. Грибовского. Кабины планеров оборудованы необходимыми аэронавигационными приборами и дополнительно кислородными аппаратами.

Ал. ГУДКОВ


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПОЛЕТ СТРАТОПОЕЗДА
12 мая стратопоезд совершил большой тренировочный полет, стартовав в 6 ч. 05 мин. утра с Центрального аэродрома в Москве. Свыше двух часов летал поезд над окрестностями Москвы.
Первым от самолета отцепился двухместный планер, пилотируемый мастером советского планеризма капитаном Д. Кошицем. Вслед за ним ушел в свободный полет в одноместный планер, пилотируемый летчиком-испытателем старшим лейтенантом В. Шевченко. Кошиц достиг высоты 6100 метров, В. Шевченко - 6300 метров.
В 8 час. 25 мин., сделав круг над Центральным аэродромом, приземлился планер Кошица. В. Шевченко совершил посадку на аэродроме Московской парашютно-планерной школы в Первомайской в самый разгар праздника, организованного в честь открытия сезона. Множество зрителей, собравшихся на праздник, наблюдали полет ярко красного планера Шевченко. После отдыха тов. Шевченко на планере, буксируемом самолетом У-2, пилотируемом летчиком-планеристом Киммельманом, прилетел на Центральный аэродром.


Красная звезда 1936 № 267, 21 ноября
 
ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПЛАНЕРИЗМУ
В первых числах декабря в Москве откроется первая всесоюзная конференция по планеризму, созываемая Авиационным научно-техническим обществом совместно с Центральным советом Осоавиахима СССР.
В работах конференции примут участие видные пилоты, планеристы, конструкторы и инженеры. Будут заслушаны доклады конструкторских бюро, заводов и институтов Москвы, Ленинграда, Казани, Харькова.
В повестке дня работ конференции интересные доклады, посвященные экспериментальным планерам Центрального аэрогидродинамического института, московского конструкторского бюро Осоавиахима, Планерного завода, а также планерлетам Харьковского и Ленинградского авиационных институтов.
Кроме этого, на конференции будут сделаны доклады о проблемах дальнейшего развития планеризма. Инж. Щербаков и пилот-испытатель Венслав расскажут об опыте полетов планерного стратопоезда Завода имени Авиахима, военинженер 1-го ранга тов. Пышнов сделает доклад о возможностях полетов при помоци мускульной силы, тов. Бердоносов о метеообслуживании рекордных полетов, инж. Тихонравов о полетах на аппаратах с машущими крыльями.


1937: Стратопланер

avia-n-aero.ru
 
[...] Отдел специальных конструкций (ОСК) под моим руководством начал разрабатывать портативную одноместную вставную герметическую кабину регенерационного типа. После нескольких опытных образцов герметическая кабина была создана и испытана с человеком вначале в барокамере, а затем была установлена на планер Г-14. Начались полеты планера Г-14 с герметической кабиной, отдельные части которой совершенствовались и доводились после каждого полета. [...]

А.Я. Щербаков


Правда 1937 № 118, 29 апреля
 
ВЫСОТНЫЙ ПОЛЕТ B СТРАТОКАМЕРЕ НА 10 КИЛОМЕТРОВ
Для полноты картины редакция посчитала уместным к материалам по Г-14 добавить маленькую заметку про гермокабину А.Я. Щербакова, проходившей испытания на Г-14 - прим. ред.
Вчера, в 11 час. 25 мин. утра, с одного из московских аэродромов стартовал в высотный полет двухместный самолет, пилотируемый летчиком-испытателем П. Логиновым. На втором месте сидел техник-лаборант А. Майер.
Летчик был снабжен обычной кислородной аппаратурой и тепло одет. Техник Майер летел в легком комбинезоне и кислородным прибором не располагал. Он отправился в высотный полет в стратокамере конструкции инженера А.Я. Щербакова. Стратокамера, изолирующая человека от внешней среды, была установлена в задней кабине.
Около 19 часов тов. Логинов сообщил по телефону, что благополучно совершил посадку.
По сведениям, полученным от тт. Логинова и Майера, испытание стратокамеры прошло успешно. На высоте 4.500 метров тов. Майер закрыл окно стратокамеры и включил воздушную вентиляцию. Самолет продолжал подниматься. Когда стрелка прибора, указывающего высоту, достигла деления 10.100 метров, тов. Логинов прекратил подъем и пробыл на этой высоте свыше 10 минут.
Тов. Майер чувствовал себя в стратокамере нормально. Он проверял работу управления самолетом, введенного в герметическую камеру, и совершенно не ощущал холода. Наружная температура воздуха достигала 55 градусов мороза, а в стратокамере она не опускалась ниже 7 градусов тепла. Стекла окон кабины не замерзали, видимость была нормальной.


ПЛАНЕР НА ВЫСОТЕ 12.105 МЕТРОВ
Вчера под Москвой был проведен выдающайся высотный буксировочный полет на планере Г-9.
Самолет под управлением летчика-испытателя тов. Логинова забуксировал в воздух по методу инженера Щербакова одноместный планер, которым управлял летчик-планерист тов. Федоров. В кабине планера находились контрольные барографы и аэронавигационное оборудование.
На 92 минуте планер достиг высоты 12.105 метров. Самолет летел на 3 километра ниже. В районе Истры планерист отцепился от самолета и начал парить сасамостоятельно.
Летчик-планерист Федоров так рассказывает о своем полете:
- Старт был дан в 9 часов 28 минут. На высоте 2.000 метров я пробил облака. Открылось ясное небо, засияло солнце.
Внизу расстилалась до горизонта легкая дымка. Видны были канал Волга-Москва, железные и шоссейные дороги.
На высоте 4.500 метров я включил кикислородный прибор. На высоте 12.105 метров температура была минус 46 градусов. Однако холода я не чувствовал. На мне были высотный меховой комбинезон и специальные перчатки. Приборы работали очень четко. Через 31 минуту я благополучно совершил посадку.
Достигнутая высота не является для меня пределом. На-днях думаю совершить новый полет в стратосферу на планере Г-14.

☆ ☆ ☆



К сожалению, известные события в конце 30-х и особенно в начале 40-х, прервали эту блестящую череду экспериментов на платформе Г-14. Если бы не эти обстоятельства, то даже невозможно себе представить, чем бы это могло закончиться в итоге. Тем не менее, редакция почти уверена, что существует альтернативная ветка вселенной, где планер Г-14, оборудованный реактивным двигателем и управляемый Угольком и Ветерком, уверенно направляется к нашему спутнику для забора проб лунного грунта. - прим. ред.