Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     

На авиационных заводах Италии
(Правда 1935 № 324, 25 ноября)


Международная авиационная выставка нынешнего года в Милане была весьма скромной. Америка и Англия в ней вовсе не участвовали. Польшу, Германию, Францию представляло лишь несколько фирм.
Наиболее полным и всеоб'емлющим на выставке был итальянский отдел. Италия показала почти все то, что сейчас производится на ее заводах для авиации начиная с маленьких туристских и спортивных самолетов мощностью в 100-150 л.с. и кончая двух- и трехмоторными бомбовозами.
В числе достопримечательностей итальянского станда - гоночный гидросамолет "Макки-72" с мотором в 3.100 л.с., "Фиат", на котором летчиком Ажелло установлен мировой рекорд скорости - 710 километров в час, и самолет "Капрони" летчика Донати, установившего рекорд высоты в 14.433 метра.
Демонстрировался опытный скоростной трехмоторный бомбардировщик Пиаджио "Р-16", максимальная скорость которого на высоте 5.000 метров 400 километров в час.
Французский стэнд был представлен несколькими уже известными по другим выставкам самолетами: это-истребитель "Девуатин-500", разведчик "Мюро" и др., неинтересные ни по конструкции, ни по своим летным данным. Зато одноместный спортивный темносинего цвета "Колрон460" привлек всеобщее внимание. Вызывают восхищение его гладкая, полированная, отлично обработанная поверхность и отсутствие каких бы то ни было. даже самых маленьких, выступающих деталей.
Самолет "Кодрон-460" образец того, как при моторе мощностью всего в 360 лош. сил удалось получить скорость в 505 километров в час - мировой рекорд для сухопутных самолетов. Самолет чрезвычайно прост по конструкции, построен целиком из дерева и является результатом нескольких лет совместной работы фирм "Кодрон" и "Рено". На эти работы, субсидируемые французским правительством возлагаются большие надежды, в них видят новый путь развития боевого самолета.
Германский стэнд отразил ту лихорадочную работу по подготовке летных кадров, которая проводится сейчас в фашистской Германии. Помимо нескольких моторов и предметов аэронавигационного и технического оборудования, было выставлено 4 учебно-спортивных самолета.
Из польских экспонатов интересен звездообразный легкий мотор, его мощность - 300 л.с., а весит он всего 148 килограммов.
США официально в выставке не участвовали, но частным порядком был выставлен американский туристский самолет "Ферчайльд-24". Не представляя ни по схеме, ни по летным данным ничего особенного, он является вместе с тем образцом продуманности самолета в тысячах мельчайших деталей и исключительно высокого качества отделки.
Советский стэнд на выставке пользовался особым успехом.
У некоторых нахих экспонатов, как например у самолёта Сталь-3, у учебно-скоростного самолёта, у авиамоторов советского производства, постоянно толпился народ - и не только любопытный обыватель, но главным образом инженеры, техники, летчики. Результатами нашего роста в области авиационной техники многие квалифицированные авиоработники были так поражены, что высказывали недоверие советскому происхожлению, например, мотора "М-34".
Нечего говорить про тех, кто приходил в советский павильон для того, чтобы искать недостатков и несовершенства.
Немецкий фашист-инженер привел экскурсию немецких студентов и не постеснялся вслух подвергнуть такой "критике" один из наших интереснейших экспонатов Сталь-3: "Это был бы интересный самолет, если бы он летал, но так как разрешить задачу создания сварного из нержавеющей стали самолета нигде в мире пока еще не удалось, то тем более я не допускаю этого в отношении СССР. Это макетный экспонат". Так рассуждал немецкий инженер о самолете, собратья которого блестяще эксплоатируются на воздушных линиях Союза.
Подобное откровенно враждебное отношение к нашим образцам составляло исключение. В большинстве своем публика относилась с искренним интересом и симпатней к нашим экспонатам. Многие рабочие очень интересовались, кем созданы наши моторы и самолеты, кто является конструкторами и строителями машин,- старые ли специалисты или все это создано руками новых советских людей.

☆ ☆ ☆

В Италии мы осмотрели автомобильный, авиомоторный, самолетостроительный заводы "Фиат" и ряд авиационных заводов.
Все эти предприятия, за исключением автомобильного завода "Фиат", являющегося по оборудованию и размаху одним из передовых предприятий Европы, представляют собой ряд небольших сравнительно с нашими масштабами заводов. Они вырастали постепенно из кустарных мастерских.
Особенно характерен завод инженера Капрони. Это старейший итальянский конструктор. По его словам, он начал карьеру в 1910 г. - с пустым карманом, но с большим энтузиазмом в небольшом сарае, на том самом месте, где теперь вырос целый завод. Постепенно мастерским пристраивались новые цехи и ангары. И когда в последнее время его нужно было расширить, Капрони пришлось начать строительство новых цехов по другую сторону прилегающего к заводу шоссе. Общее влечатление о заводе складывается, как о чем-то хаотическом и бесплановом.
В таком же духе строились и росли друи другже осмотренные нами заводы.
Особенно сильно выросли все авиационные заводы за лето текущего года, в связи с войной в Абиссинии. В связи с войной в Абиссинии.
Заводские аэродромы, как правило, малы, подходы к ним затруднены, а на "Савойе" приходится возить сухопутные самолеты для испытания чуть ли не за 20 км от завода.
Автомобильный завод "Фиат" в Турине, в отличие от наших автозаводов, состоящих по преимуществу из одноэтажных цехов, представляет собой грандиозное пятиэтажное сооружение. Все цехи, кроме литейной, кузницы и штамповки, размещены в этом корпусе. Даже испытательный трек помещается на крыше здания. Не вылезая из автомобиля, мы проехали по всем цехам, поднимаясь из этажа на этаж по отлогим пандусам, и, наконец, выехали на крышу-трек, где сделали несколько кругов.
Завод "Фиат", несмотря на довольно старое оборудование, благодаря умелому, культурному его использованию выпускает высококачественную продукцию. Мне пришлось быть на этом заводе примерно год назад. Тогда меня заинтересовал сборочный цех. Здесь на четырех параллельных конвейерах собирались 4 различных типа автомобилей "Фиат". В этом году в том же цехе так же медленно ползет конвейер, но вместо четырех прошлогодних типов собираются уже совершенно другие машины.
На заводе "Фиат" построена специальная камера - громадное сооружение для испытания авиационных моторов в условиях работы на больших высотах. В частности именно там была проведена серия испытаний мотора перед высотными полетами Донати.
Самое сильное впечатление от осмотра самолетостроительных заводов оставляет одна из последних конструкций завода "Савойя" - гигантский пассажирский самолет-красавец "Савойя Маркетти-S.74" с четырьмя моторами Пиаджно общей мощностью в 2,800 л.с. Самолет подымает 5 тонн нагрузки и развивает скорость до 330 километров в час.
В серийном производстве на заводах "Капрони", "Фиат", "Савойя" находятся в постройке главным образом самолеты старой конструкции. Нам обясняли, что "для войны с Абиссинией более современных самолетов не требуется". Несмотря на то, что большинство выпускаемых самолетов в целом не отличается современными хорошими аэродинамическими формами и свидетельствует о некотором консерватизме итальянских конструкторов, машины выполняются, с большой тщательностью, говорящей о высокой культуре и квалификации рядового состава конструкторских бюро Италии.
Этому, а также чистоте производственного выполнения каждой детали в отдельности и всего самолета в целом, нам следует поучиться у итальянцев. Культура мелочей, надежность, техническая целесообразность детали - здесь на высоком уровне.
Почти все самолеты тщательно и со вкусом окрашены. Помимо внешней привлекательности, особенно в пассажирских машинах, заметно стремление конструкторов приблизить возможно больше комфорт кабины к автомобию. И действительно, отделка и оборудование таких самолетов, как "Бреда" и "Ферчайльд" не уступают самым лучшим современным автомобилям. Кабины этих самолетов оборудованы зажигалками и пепельницами (можно курить в полете), венгиляцией, отоплением, вазочками с пветами. Запуск мотора производится не прокручиванием пропеллера от руки, а нажатием кнопки стартера - прямо из кабины.

А. Яковлев