Альманах
ВВФ
ИАиК
ИАНиТ
НВ МГТУГА
Строительство Москвы
Правда
Известия
Красная звезда
Вечерняя Москва
Красный спорт
Техника - молодежи
Вокруг света
Разное

     


Впервые человеку удалось оторваться от земли и улететь в беспредельные просторы воздушного океана на аэростате (воздушном шаре) только в 1783 году. Через одиннадцать лет, в 1794 году в битве при Мобеже над полем сражения в воздухе висел привязанный воздушный шар, из корзины которого первый военный воздухоплаватель в мире француз Кутельвел наблюдения за передвижениями австрийских войск и сигнализацией сообщал о них своему командованию на землю. Особенно большую услугу оказал воздушный шар французам во время осады немцами Парижа в 1870 г. Воздушный шар являлся тогда единственным средством сообщения окруженного неприятелем города с остальным частями Франции.
В России с воздухоплаванием также были знакомы уже давно. Созданная по приказу военного министра еще в 1869 году комиссия должна была построить привязной аэростат и определить целесообразность его применения бомбовый в войсках. В результате длительных работ комиссия дала свое положительное заключение, подтверждавшее, что с высоты 50-100 саженей из корзины аэростата можно было хорошо наблюдать за местностью в радиусе до 30 верст и даже зачерчивать кроки.
После предварительных испытаний аэростат из Петербурга, где в зоологическом саду производились первые подемы, был походным порядком переведен в Усть-Ижорский саперный лагерь. Там с 23 июля по 1 августа (старого стиля) 1870 г. были произведены первые подъемы непосредственно в войсковой части. День окончания работ комиссии 1-е августа (13-е августа по новому стилю) 1870 года и принято считать датой зарождения русского военного воздухоплавания.
В результате сформирования первых армейских воздухоплавательных частей и их реорганизации основным центром русского военного воздухоплавания становится так называемое «Волково поле» в Петербурге, где постепенно создается воздухоплавательный парк и Офицерская Военная Воздухоплавательная Школа, которой в продолжение многих лет руководил генераллейтенант А.М. Кованько.
Здесь, кроме подъемов на привязных аэростатах и совершения свободных полетов на воздушных шарах, в 1908 г. был построен и первый русский дирижабль «Учебный», на котором военные воздухоплаватели совершили несколько полетов.
Боевое крещение русское воздухоплавание впервые получило во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Работой, часто проводившейся под артиллерийским огнем, воздухоплаватели блеотяще доказали полную целесообразность использования этой новой техники на полях сражений в любых боевых условиях. Интересно отметить попытку наших военных возухоплавателей еще в то время применить привязной ной аэростат для работы в морском флоте. Для этого был специально оборудован крейсер «Русь», явившийся, таким образом, первым в мире «аэроносцем» и предтечей современных «авианосцев».
К началу империалистической войны 1914-1917 гг. русское военное воздухоплавание уже имело в своем составе (в крепостях) значительное количество воздухоплавательных рот с привязными и управляемыми аэростатами, которые принесли армии большую пользу. Изменившийся характер боевых операций свел в дальнейшем операции воздухоплавателей только к работе на привязных аэростатах, которые стали незаменимым средством длительной разведки тылов противника и корректировки артиллерийского огня. Результаты совместной работы воздухоплавателей с артиллерией были настолько успешными, что требования на воздухоплавательные части со стороны командования все увеличивались. К концу войны 1914-1917 гг. на фронте имелось 87 воздухоплавательных отрядов, две крепостные морские воздухоплавательные роты (Ревельская и Свеаборгская), 14 дивизионов и 4 парка.
Молодые воздухоплаватели геронческими усилиями создавали первые части, которые своей боевой работой на всех фронтах вписали много славных страниц и в историю героической борьбы доблестной Красной Армии. Уже в сентябре октябре 1918 г. наши первые воздухоплавательные отряды, только что прибывшие на фронт, начали работать совместно с Волжской речной флотилией. Поднятый аэростат являлся тем зорким глазом кораблей флотилиии, который «щупал» расположение противника, скрытое берегами, и корректировал стрельбу пловучих батарей.
Работая в гражданскую войну на всех фронтах в самых сложных и суровых условиях, советские военные воздухоплаватели нашли еще один новый и весьма целесообразный способ боевой деятельности, применяя привязные аэростаты для совместной работы с бронепоездами. О пользе такого содружества можно судить хотя бы по деятельности тогдашнего 8-го воздуплавательного отряда на Крымском направлении. За полгода работы он, несмотря на крайне неблагоприятную обстановку, совершил 226 подъемов, пробыв в общей сложности свыше 500 часов. За 1920 год работавшие тогда 24 воздухоплавательных отряда совершили свыше двух тысяч подемов, пробыв в воздухе около 3.300 часов. Они сделали 547 ценных наблюдений, обнаружили 108 батарей и провели 106 корректировок по батареям и другим важным объектам противника.
По окончании гражданской войны советские военные воздухоплаватели взялись за возрождение свободного и управляемопо воздухоплавания.
Двадцать пять лет назад 27 июля 1920 года - по разрешению Реввоенсовета Республики с Красной площади в Москве нами был совершен первый в советской России свободный полет на сферическом аэростате, причем красный флаг страны Советов впервые был поднят на 5.000 метров - в высоту в то время недосягаемую для наших самолетов.
О результатах этого исторического полета мы рапортовали великому Ленину и фактически этим полетом положили начало советскому свободному воздухоплаванию, принесшему в дальнейшем русским пилотам заслуженную славу. Наши советские пилоты совершили самые дальние, самые продолжительные и самые высокие полеты. Мировой рекорд дальности полета на аэростате без спуска был установлен молодыми пилотами Б.А. Романовым и А.И. Болыкиным в сентябре 1935 г., когда они за 56 часов без посадки пролетели из Москвы в Казахстан, пройдя путь в 2.300 км. Тогда же пилоты И.И. Зыков и А.М. Тропин совершили полет, продолжавшийся без перерыва 91 час 35 мин. Этот полет не был зарегистрирован как мировой, т.к. при спуске оказался поврежденным запечатанный контролыный барограф. В борьбе за высоту наши советские воздухоплаватели оказались в первых рядах. Всем памятен полет на первом русском стратостате «Осоавиахим-1» 30-го января 1934 года, когда Федосеенко, Васенко и Усыскин по радио сообщили на землю, что достигнутая ими высота по альтиметру равнялась 22.000 метров. Пилот стратостата «СССР» военный воздухоплаватель Г. Прокофьев 30 сентября 1934 года достиг высоты 19.000 метров.
Советскими пилотами было совершено много полетов для научных исследований самого различного характера.
С 1920 г. в нашей стране началось возрождение управляемого воздухоплавания, имеющего не только огромное значение в военном деле, но и для работы в мирной обстановке (воздушные сообщения на большие расстояния и для переброски больших грузов, работа по разведке хода рыбы, по охране лесов, для борьбы с лесными пожарами, для железнодорожных изысканий, для всевозможных научных наблюдений, для аэрофотосъемки и т.п.). Началось создание собственных дирижаблей советской конструкции. В 1922 г. Главвоздухофлот принимает проект разработанного нами малого учебного дирижабля «Анощенко-1». В следующем 1923 г. в Ленинградской Высшей Военной Воздухоплавательной Школе был пострен дирижабль «VI Октябрь», а в Москве по почину рабочих одного из заводов и по проекту инженера Н.Б. Фомина строился первый советский дирижабль «Московский химикрезинщик» (переименованный впоследствии в «Комсомольскую правду»).
В дальнейшем, с созданием специальной организации «Дирижаблестроя», появляется целый ряд опытных воздушных кораблей различной конструкции, которые совершили немало успешных полетов и подготовили значительные кадры.
В дни Великой Отечественной войны огромное распространение получили у нас так называемые «аэростаты заграждения» («АЗ»), которые сохранили нили немало ценных обектов государственного значения. Они сыграли большую роль и в охране нашей столицы.
Героически работали на фронтах Отечественной войны экипажи привязных аэростатов («аэростаты наблюдения» - «АН»), на которых наши военные воздухоплаватели под огнем вражеской авиации и артиллерии вели свои длительные наблюдения за противником и корректировали огонь и батарей.
Польза, принесенная аэростатами заграждения и аэростатами наблюдения на фронтах, дирижаблями и свободными аэростатами («воздушными шарами» и стратостатами) в тылу, еще раз доказала, что воздухоплавание в нашей стране имеет все данные для своего дальнейшего развития.

Проф. Н. Анощенко


Николай Дмитриевич Анощенко (25 сентября [7 октября] 1894, Белгород — 14 декабря 1974, Москва) - авиатор, изобретатель, воздухоплаватель, кинематографист, педагог. Родился в сентябре 1894 года в Белгороде, в семье юриста. С юношеских лет Николай увлекался спортом и авиацией. В начале первой мировой войны Н.Д. Анощенко поступил вольноопределяющимся в 15 корпусный авиаотряд и прошел путь от младшего офицера до командира воздухоплавательного отряда аэростатов. 5 мая 1917 года впервые в русской армии поручик Анощенко осуществил показательно-испытательный прыжок с парашютом с привязного аэростата с высоты 720 метров. Используя боевой опыт, Н.Д. Анощенко разработал и затем усовершенствовал мягкий чехол купола парашюта, который и теперь составляет неотъемлемую часть парашютных систем. За личную храбрость и умение организовать боевую работу Николай Дмитриевич был награжден шестью боевыми наградами, среди них — офицерский орден Св.Георгия. В 20-х годах Возглавлял аэростатный отдел "Летучей лаборатории" — первого советского научно-исследовательского учреждения в области авиации. Стоял у истоков организации в РСФСР Всесоюзных воздухоплавательных состязаний (1924) и Всероссийских планерных испытаний (1923). В 1920 году красвоенвоздух, помощник начальника Воздушного Флота Республики. 27 июля 1920 года в честь проходившего в Москве 2-го конгресса III Интернационала Н.Д. Анощенко с двумя помощниками совершил первый в нашей стране свободный полет на аэростате, поднявшись с Красной площади в Москве, достигнув высоты 5000 м и приземлившись у г. Богородска. За этот полёт ему было присвоено звание "Первый красный пилот-воздухоплаватель".

  Материалы Анощенко Н.Д. на нашем сайте: